
Люди нередко превращают в мифы, легенды и сказания то, что цепляет их души и сердца, но остается непознанным или непостигаемым для разума. В этом смысле Лао-цзы 老子, один из основателей учения о Дао 道, не стал исключением. История рождения и жизни Лао-цзы овеяна множеством легенд, разобраться в которых через толщу веков крайне непросто. Однако значимость трактата Лао-цзы — труда Даодэцзин 道德經, а также комментарии к нему оказали столь большое влияние на историю и культуру Китая, что конечно, нашлось немало исследователей в научных кругах, посвятивших свои труды исследованию этой темы. Одним из таких исследователей был Лян ци чао 梁啟超 , китайский историк и философ нашего времени (родился в 1873 г) который, проведя детальное исследование и соотнесение между собой древних трактатов, в тексте которых упоминался Лао-цзы и приводились цитаты из Даодэцзина. Лян ци чао пришел к выводу о том, что Лао-цзы был реально существовавшим человеком и действительным автором трактата Даодэцзин, который был записан им, либо его учеником, и с этим выводом согласились последующие китайские исследователи, изучавшие Лао-цзы и связанные с его именем и учением труды.
Наиболее древнее жизнеописание Лао-цзы можно найти в Исторических записках Сыма Цяня司馬遷, который приводит три различные версии жизнеописания этого древнего мудреца. По одной из них, мудрец по имени Лао Дань родился в царстве Чу, и был придворным историком-астрологом, хранившим дворцовый архив в царстве Чжоу. Помимо других сведений, Сыма Цянь упоминает о его встрече с Конфуцием в 517 г. до н.э, после которой Конфуций уподобил Лао-цзы непостижимому дракону. Далее описывается, как по прошествии времени Лао-цзы отправился из царства Чжоу на запад, но при прохождении пограничной заставы руководитель заставы Инь Си попросил Лао-цзы оставить какое-то описание своего учения, и в результате был записан трактат Даодэцзин.
Другая приводимая Сыма Цянем версия говорит об уроженце царства Чу Лао Лай-цзы, который был современником Конфуция и написал труд из 15 глав об активных, деятельных проявлениях учения о Дао. Лао Дань и Лао Лай-цзы, описанные Сыма Цянем, жили несколько в разное время — один в середине IV в до н.э., а другой в VI веке н.э. Описав в своих Исторических записках обе эти версии, Сыма Цянь приходит к третьей – о том, что описанные им люди, возможно, на самом деле являются одним человеком, который смог прожить не менее 200 лет благодаря искусству совершенствования Пути-Дао и пестования долголетия.
О Великом ване Дань-фу можно сказать, что он умел беречь жизнь. Будучи богатым и знатным, не наносил себе вреда тем, что кормило его; будучи бедным и незнатным, не обременял свое тело ради выгоды. Ныне наследуют ранги и жалованье и старательно их растрачивают. Не заблуждение ли с такой легкостью утрачивать то, что само пришло и долго хранилось?
Поэтому Лаоцзы говорит: «На того, кто дорожит Поднебесной как своим телом, она может положиться. Тому, кто любит свое тело как Поднебесную, можно ее доверить».
— Хуайнань-цзы (пер. Л.Е.Померанцевой)
Есть классические комментарии Даодэцзина, которые описывают этот трактат как руководство по искусству внутреннего совершенствования в Дао – даосской алхимии. Всего же количество только классических комментариев к Даодэцзин достигает 700, т.к. язык трактата иносказателен и многозначен, а потому существует возможность разного понимания и трактовок. Это особенно видно по переводам трактата. Существует большое количество переводов на различные языки мира, по числу переводов эта книга уступает только Библии – и сравнивая переводы между собой, можно заметить существенные отличия.
Наследие Лао-цзы, труды, комментирующие его Даодэцзин и опирающиеся на него, являются фундаментальной основой учения о Дао, и изучение самого трактата и комментариев к нему способны приоткрыть для пытливого исследователя его древнюю мудрость с совершенно новой, не философской, а сугубо практической стороны – со стороны Пути к Дао, науки совершенствования себя.