
Трактат Гуань-цзы 管子 (IV—III века до н. э.) считается одним из самых крупных памятников философской мысли Древнего Китая. Китайцы традиционно приписывают его перу выдающегося мыслителя и политического деятеля, реформатора Гуань Чжуна 管仲 (720 — 645 г. до н. э.). Гуань Чжун был настолько успешным политическим деятелем, что за 40 лет своего правления сделал царство Ци (XI-III века до н.э.) одним из самых могущественных в Китае в этот период. Он пользовался большим уважением как представителей философской мысли, так и простого народа.
Считают, что именно Гуань Чжун выдвинул концепцию управления государством на основе закона Фа 法. За это его называют основоположником учения легизма (фа-цзя 法家, «Школа законников»). Поэтому некоторые учёные считают Гуань-цзы легистским текстом.
Между тем есть основания полагать, что сам Гуань Чжун никаких трактатов не писал, тем более таких объёмных (один только сохранившийся до наших дней фрагмент содержит порядка 130000 иероглифов), по причине его крайней занятости. Более того, количество освещаемых трактатом тем, расхождение стилей изложения различных его частей, а порой и явное противоречие некоторых представлений друг-другу говорят в пользу того, что данное произведение писали несколько авторов.
Выдающийся китайский историк, политический деятель, поэт и философ Лю Сян 劉向 (79 — 6 г. до н. э.) в своих записках вообще говорит о том, что изначальный вариант Гуань-цзы представлял собой сборник из 564 трактатов, составленный философами Академии Цзися 稷下學宮, которая была организована в столице царства Ци в 318 г. до н.э. и просуществовала более 150 лет.
Однако до самого Лю Сяна дошли лишь фрагменты этого поистине фундаментального труда. На основе найденных разрозненных материалов Лю Сян реставрировал трактат Гуань-цзы в 26 г. до н.э. Этот трактат состоял из 86 глав, имел 8 тематических разделов и был записан на 24 свитках. 10 глав этого трактата были впоследствии утеряны.
Дошедшие до нас главы содержат сведения по экономической, социально-этической, политической и философской проблематике. Отдельные главы являются памятниками военной мысли. В других же содержится информация по календарю, астрономии, математике, географии и гидрологии. Кроме того, в нем ученые усматривают своеобразный синтез идей легизма, конфуцианства (Жу-цзя 儒家), моизма (Мо-цзя 墨家), натурфилософии (Инь-ян цзя 阴阳家) и других направлений мысли в древнем Китае.
Причём в основе этого синтеза находится представление о Дао 道. 65 глав, из доступных 76, обсуждают Дао. Этот термин встречается в тексте 486 раз.
Интересен также тот факт, что, согласно статистическим данным японских и китайских исследователей, почти каждая глава Гуань-цзы содержит в том или ином виде отсылку к тому или иному постулату, высказанному выдающимся философом Лао-цзы 老子 (VI-V веков до н. э.) в центральном трактате даосизма Даодэцзин 道德經, и подробно его обсуждает. Таким образом, суммируя вышесказанное, Гуань-цзы с полным правом можно назвать даосским трактатом, по крайнем мере, реставрированный Лю Сяном его вариант.
Спецификой трактата Гуань-цзы является общая ориентация в сторону экономической проблематики и теории управления государством. Составители трактата считают, что государством следует управлять на основе закона, который должен быть равным для всех (т.е. включая и народ, и государя). Но закон этот исходит не от людей, а от Дао. А качество жизни в стране зависит от того, насколько точно просветленный государь сможет осознать и применить к жизни общества этот самый закон. Поэтому государь должен непрерывно самосовершенствоваться.
Дао — это то, что создаёт жизнь человека, а не порождение человека. Совершенномудрые государи и умные правители хорошо знали [дао] и руководствовались [им]. Поэтому [для] управления народом существуют постоянные принципы, а [для] производства ценностей существуют постоянные правила. Дао — это основа всех вещей. [Если] тот, кто является правителем, овладел [этой] основой и пользуется ею, то низы не осмеливаются проявлять вероломные и фальшивые чувства, хотя [они у них и] есть. Дао [само по себе] является пустым; [если] существует [обладающий] им человек, то [дао] распространяется; [если обладающий] им человек умирает, то [распространение дао] прекращается. [Если] нет его, то нет [того, что необходимо] для управления народом; [если] нет его, то нет [того, что необходимо] для производства ценностей. [Если же] народ [поддается] управлению, а [количество произведенных] ценностей увеличивается, [то] эти успехи принадлежат правителю. Поэтому умный правитель, зная это, ценит законы дао выше, чем свое государство…
— Гуань-цзы (пер. С. Кучеры)
Далее даётся понимание того, как нужно правильно совершенствоваться. В трактате сердце представляется как государь в организме. Кроме того, сердце может стать обителью Духа. Но для этого его нужно основательно очистить, иначе Дух в нем не поселится. Очищение сердца и считается важным способом самосовершенствования.
Деятельность [сердца] не должна предшествовать вещам, [сначала] нужно наблюдать за их последовательностью. Если [сердце] преждевременно действует, то [оно] может потерять [занимаемое им] положение. Если [оно] находится в спокойном состоянии, то это дает [ему] возможность постигнуть [сущности вещей]. Дао находится [от нас] недалеко, но обнаружить его очень трудно. [Оно] находится среди людей, но постигнуть его очень трудно.
— Гуань-цзы (пер. Ян Хин-шуна)