
Задумывались ли Вы когда-нибудь над вопросом: а может ли одна только медитация привести человека к полной реализации Дао 道?
Для начала поясним, что есть Дао. Дао — это некий первопринцип, существующий прежде неба и земли, творящий все в мире проявленного как результат активного недеяния. Дао не является Богом и не требует поклонения. Начиная с эпохи Восточной Хань 东汉 (25– 220 гг. н.э.) философы ставят знак равенства между Дао и пневмой-ци 氣. Человек, реализовавший Дао в себе, называется совершенномудрым. Такое состояние мыслится как величайшее достижение в сфере духа.
Если внимательно читать древнейшие даосские тексты, такие как Даодэцзин 道德經 (IV век до н.э.) и Хуайнань-цзы 淮南子 (составлен не позднее 139 г. до н. э.) то можно заметить, что пустотности сердца, спокойствию и безмятежности ума, а также погружению в свой внутренний мир отводится очень важное значение. По сути, это основа духовного совершенствования.
Так, в Даодэцзин можно прочитать следующее:
Доведу пустоту [своего сердца] до конца — сохраню полный покой, и тогда все вещи сами будут расти, а я буду ждать их возвращения. Все вещи расцветают и возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к жизни. Возвращение к жизни называется постоянством. Знание постоянства называется просвещением, а незнание постоянства совершает зло. Знающий постоянство становится мудрым, мудрый становится справедливым, а кто справедлив — становится государем. Государь следует небу, небо следует Дао, а Дао вечно.
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)
Для достижения подобных состояний в даосизме исстари существуют различные медитации. Пожалуй, наиболее древние и популярные на пути к Дао медитации следующие: чжань чжуан 站樁 («стоять как столб»), цзован 坐忘 («сидеть в забытьи»), шоу и 守一 («хранение одного») и нэйгуань 內觀 («внутреннее созерцание»).
Медитация столбового стояния часто используется для оздоровительных целей и при проработке структуры тела в традиционных боевых искусствах. Существует множество вариантов такой статичной практики. На начальных этапах исполняется стоя. Продолжительность практики — от 40 мин.
Медитация цзован чем-то напоминает японскую практику дзадзен. В такой медитации практики стремится забыть обо всех внешних и внутренних отвлечениях, в т.ч. и от памятования о собственном Я. Считается, что если это получится, то адепт переживет опыт единения с Дао.
Нэйгуань иногда называют китайской випассаной. Это аналитическая медитация, заключающаяся в наблюдении внутреннего пространства, органов цзан-фу 臟腑, внутренних божеств, движения энергий, а также и самого мыслительного процесса.
Медитация шоу и призвана сохранить три сокровища тела (эссенция цзин 精, жизненная энергия ци 氣 и дух шэнь 神) человека от рассеивания путем концентрации внимания на определенных точках тела. Считается, что это позволяет существенно продлить время жизни человека. Данная медитация была крайне популярна у даосских алхимиков со времен династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.).
Однако если даосизм уделяет столь же большое внимание к медитациям, как и буддизм, где это основа практики, то в чем различие этих двух систем?
Отличие состоит в том, что традиционный даосизм хоть и считает медитацию важной, но отнюдь не единственной необходимой составляющей совершенствования. Даосизм, в отличие от буддизма, придерживается парного совершенствования природы сердца син 心 и судьбы мин 命. Медитации хорошо работают с сердцем, но с мин большинство медитаций работать не могут. Между тем для достижения состояния совершенномудрого эти два аспекта практики крайне важны.
Так, в своем трактате Бао-пу-цзы 抱朴子 выдающийся даос и врач Гэ Хун 葛洪 (283 — 343 г.) ставит практики продления жизни с помощью эликсиров (результат практики внешней вайдань 外丹 или внутренней нэйдань 內丹 алхимии) впереди дао-медитации.
Принимай киноварный эликсир и блюди Одно — тогда Неба конец и твой конец сольются в одно. Возвращай свое семя, используй зародышевое дыхание, и беспредельно долгим станет твое на земле проживание.
— Бао-пу-цзы, Гэ Хун (пер. Е.А.Торчинова)
В трактате Цзинь чжэньжэнь юй лу 晉真人語錄, написанном в период правления династии Цзинь (265—420 г.), равно как и в работах выдающегося врача и даосского практика времен династии Тан (618 — 907 г.) Сунь Сымяо 孫思邈 (581—682 г.), практики мин также ставятся на первое место. Таким образом, можно сделать вывод, что одним лишь только совершенствованием природы сердца син 心 достичь состояния совершенномудрого не выйдет.
На настоящий момент существует лишь один метод медитаций, который совмещает как работу с син, так и с мин. Это медитации Школы Драконовых Врат (Лунмэньпай 龙门派). Данная школа была создана учеником выдающегося даосского мастера и алхимика Ван Чунъяна 王重陽 (1113 — 1170 г.), одним из Семи Истинных Людей Севера (Бэй Ци Чжэнь 北七真) Цю Чуцзи 丘處機 (1148 — 1227 г.). В полном соответствии с заветами Ван Чунъяна, проведшего при жизни большую реформу даосизма, школа Цю Чуцзи также придерживается парного совершенствования природы человека, но на первое место ставит работу с син. В данной школе используются особые сидячие медитации, которые не только культивируют пустотность сердца и позволяют сохранять три сокровища, но также при особо глубоком погружении активизируют алхимические процессы в теле и позволяют укрепить мин.