
В важнейшем даосском тексте Даодэцзин 道德經 (VI-III века до н.э.) неоднократно упоминается, что вся даосская практика должна осуществляться в состоянии глубокого душевного спокойствия, отсутствия желаний и чистого созерцания. Даосские практики также именуют данное состояние «пустотностью сердца» (сюй синь 虚心).
Доведу пустоту [своего сердца] до конца — сохраню полный покой, и тогда все вещи сами будут расти, а я буду ждать их возвращения. Все вещи расцветают и возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к жизни. Возвращение к жизни называется постоянством. Знание постоянства называется просвещением, а незнание постоянства совершает зло. Знающий постоянство становится мудрым, мудрый становится справедливым, а кто справедлив — становится государем.
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)
Для целей наработки подобных качеств стабильности и пустотности в Китае исстари использовались различные техники медитаций. Описания некоторых подобных практик встречаются в древнейших даосских текстах, таких как: Нэйе 內業, Даодэцзин 道德經, Чжуан-цзы 莊子, Хуан-ди нэй цзин 黄帝内经, Цань тун ци 參同契, Бао-пу-цзы 抱朴子 и т.д.
Трудно однозначно сказать, когда конкретно возникла та или иная даосская медитация. Среди наиболее древних и популярных вплоть до наших дней можно назвать: чжань чжуан 站樁 («стоять как столб»), цзован 坐忘 («сидеть и забывать») и шоу и 守一 («сохранение единого»).
Чжань чжуан – уникальная традиционно даосская медитативная практика, исполняемая, по крайней мере на начальных этапах, в положении стоя. Рекомендованная продолжительность стояния — от 40 мин. Данный метод медитаций наиболее часто используется в боевых искусствах, медицинских и общеоздоровительных практиках цигун 氣功. Регулярное столбовое стояние улучшает состояние опорно-двигательного аппарата, нарабатывает структуру тела и состояния наполненной расслабленности фансун 放松, укрепляет нервную систему, повышает запас жизненных сил, приводит тело в состояние баланса по инь-ян 陰陽 и т.д.
Одно из первых упоминаний практики цзован встречается в трактате Чжуан-цзы 莊子 — книге, состоящей из различных притч и историй (ок. III век до н.э.). Цзован выполняется сидя. Суть данной практики состоит в избавлении сознания не только от любых мыслей, но также от памятования о собственном Я. Считается, что в таком состоянии человек сливается с Дао 道. В некотором смысле данная практика схожа с японской практикой дзадзен.
Даосская медитация шоу и состоит в том, что адепт длительное время сохраняет бдительное внимание на собственном теле. Даосы считают, что дух и жизненная энергия ци 氣 находятся в том месте куда направлен фокус внимания. Если внимание бесконтрольно фиксируется на внешних объектах и событиях, то дух ослабевает, а энергия рассеивается. Таким образом, считается, что, сохраняя внимание на собственном теле, можно избежать растраты трех сокровищ: эссенции цзин 精, жизненной энергии ци 氣 и духа шэнь 神. А сокращение растраты этих важнейших субстанций позволяет существенно продлить жизнь. Данная практика пользовалась большой популярностью в среде алхимиков со времен династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.). Её с глубоким почтением описал в своем трактате Бао-пу-цзы выдающийся алхимик Гэ Хун 葛洪 (283 — 343 г.):
Принимай киноварный эликсир и блюди Одно — тогда Неба конец и твой конец сольются в одно. Возвращай свое семя, используй зародышевое дыхание, и беспредельно долгим станет твое на земле проживание.
— Бао-пу-цзы, Гэ Хун (пер. Е.А.Торчинова)
Из приведённого отрывка, кроме всего прочего, следует интересный факт, что, по мнению даосского Учителя Гэ Хуна, хоть медитация и является важным фактором самосовершенствования, но для неограниченного продления жизни и достижения максимально возможного духовного свершения, т.е. превращения человека в совершенного человека — сяня 仙, одной только медитации недостаточно. Нужны также особые практики восполнения ци и последующей трансмутации духа, т.е. практики даосской алхимии цзиньдан чжи дао 金丹之道.
В связи с этим стоит упомянуть, что на самом деле с XII века существует особый метод «алхимических медитаций». Это принципиально новый метод самосовершенствования, в котором для достижения состояний, характерных для даосской внутренней алхимии нэйдань 內丹, в основном используется глубокая медитативная работа. Началось все с того, что выдающийся алхимик Ван Чунъян 王重陽 (1113 — 1170 г.) при своей жизни провел крупную реформу даосизма для противодействия экспансии буддизма в Китае. Им была создана открытая алхимическая школа Цюаньчжэнь 全真教 («Школа Совершенной Истины»), перенявшая монастырский уклад и некоторую внешнюю атрибутику буддизма. Помимо повседневной работы, адепты данной школы занимались приготовлением эликсиров для поддержания здоровья, а также практиковали различные упражнения, среди которых существенное значение уделялось медитации. При этом Ван Чунъян считал, что непоколебимое спокойствие и внутренняя сосредоточенность должны стать постоянной нормой жизни адепта, т.е. не должны зависеть от положения тела и исполняемой работы. Поэтому для наработки нужных качеств медитации в школе Цюаньчжэнь могли проводиться стоя, сидя, лежа или в шагах.
В последующем ученик Ван Чунъяна Цю Чуцзи 丘處機 (1148 — 1227 г.) создал алхимическую школу Лунмэньпай 龙门派 («Школа Драконовых Ворот») где уже сидячие медитации стали основой практики. Однако при глубоком погружении в медитациях по данной школе удается запускать характерные для внутренней алхимии процессы. Это при общем внешнем сходстве коренным образом отличает медитативную практику школы Лунмэньпай от буддистских методов.