
Тема жизни и смерти не может не волновать человека. Идея достижения бессмертия в той или иной форме существует, наверное, с незапамятных времен. Наследие цивилизаций древнего Египта, древнего Китая и древней Индии содержат много информации об этом. Культуры, воспринявшие и впитавшие их наследие, также содержат упоминания о случаях удивительной, кажущейся невероятной по нынешним представлениям длительности жизни, или бессмертия тех или иных героев, правителей или мудрецов древности.
Одной из цивилизаций, которая напрямую утверждает о существовании бессмертия как явления является цивилизация древнего Китая, в несколько измененном виде существующая и поныне. Известно популярное в Китае понятие ба сянь 八仙 — восемь святых-бессмертных даосизма. О каждом из них известно немало, и само понятие восьми бессмертных довольно широко встречается в культуре и литературе Китая. Трактат Ле сянь чжуань 列仙傳, составленный, как считается Лю Сяном 劉向 примерно в первом столетии до н.э., описывает 70 исторических личностей, достигших состояния сяня — 仙. Этот иероглиф имеет значение бессмертного, небожителя, или святого.
Обычно это понятие относят к традиции даосизма, учения о Дао 道, а само достижение состояния сяня описывают как результат особой практики совершенствования себя, которую можно назвать даосской алхимией. Основателями учения о Дао традиция называет древнекитайского императора Хуан-ди 黃帝, родившегося в 2711 г. до н.э., и древнекитайского мудреца Лао-цзы 老子, автора знаменитого трактата Даодэцзин 道德經. Сыма Цянь 司馬遷, автор древнекитайского исторического труда «Исторические записки» пишет, что «через 380 лет Хуан-ди вознесся бессмертным-сянем на Небо».
Таким образом, для древнекитайских авторов сама идея достижения бессмертия отнюдь не воспринималось невероятной, и в текстах даосских трактатов можно найти много и примеров, и аргументов в пользу того, что даосская алхимия бессмертия способна даровать практикующему не гипотетическое, а вполне реальное бессмертие, не говоря уже о невероятном по нашим современным понятиям долголетии.
Алхимия – это термин, в значительной степени отражающий то, что происходит с практикующим метод даосской алхимии, хотя сам термин алхимия, безусловно, европейский, взятый переводчиками для лучшего понимания сути процесса трансформации человека, успешно практикующего совершенствования себя в Дао. В Китае существуют термины нэй дань 内丹 и вай дань 外丹 (внутренняя и внешняя алхимия).
Если люди хотят избежать рождения в низших сферах, то должны одолеть болезни и старость, смерть и страдания. Следует им стать головой к Небу, стопы укоренить в Земле. Пусть живут, удерживая Инь, охватывая Ян, — тогда после смерти не станут бесплотными призраками. Коль займутся культивацией Дао, пребывая в человеческой форме, — есть шанс достичь истинного бессмертия. Став же бессмертными, коль продолжают идти по этому пути, то присоединятся к сонму небожителей.
— Чжун Люй чуань дао цзи (пер. с кит. Е.Вонг)
Теоретическая основа даосской алхимии представлена обширным числом трактатов древнекитайских даосских школ и совершенных людей даосизма. Одним из основных принципов является понимание того, что человек в обычном своем состоянии представляет собой существо, буквально раздираемое внутренними противоречиями между различными частями своего существа – телом и душой, чувствами и разумом, инстинктами и пониманием. Фактически, человек, как существо, состоящее из земного и небесного, тяготеет поочередно то к одному, то к другому. Даосская алхимия прежде всего ставит целью соединить человека в единое, цельное существо путем двойственного совершенствования и одной, и другой части. Обе эти части составляют человека, и его жизнь немыслима как без тела, так и без души. Поэтому существует понятие двойственного совершенствования судьбы Мин 命 и природы Син 性 – Син Мин шуан сю 性命双修. Под судьбой Мин понимается телесная природа человека, сформированная во многом генетически предопределенными свойствами, полученными от родителей, а также формирующаяся после рождения под действием внешних факторов судьбы – места рождения, времени рождения, и возможностей полноценного формирования жизненных сил в годы младенчества, отрочества и юности. Под природой сердца Син понимается совокупность душевных качеств человека – подобно тому, как душа одухотворяет тело, природа сердца Син является отзвуком небесного в человеке, и влияет на все его дела, поступки, и восприятие самого себя и окружающего мира. Принципом даосской алхимии является совершенствование Син и Мин специальными методами таким образом, чтобы они сформировали единое, неразрывное целое. В процессе внутренней алхимии основными элементами эликсира бессмертия, которые использует практикующий, являются три сокровища сань бао 三宝 – эссенция цзин 精, энергия ци 气, и дух шэнь 神.
Внешняя алхимия вай дань 外丹 предполагает использование природных, внешних компонентов для работы по культивации и совершенствованию эссенции цзин и энергии ци. Также в даосских трактатах существуют свидетельства о снадобьях, используемых для совершенствования духа шэнь. Однако, практика внешней алхимии способна привести практикующего к первой цели – достижению единства Син и Мин. В процессе внутренней алхимии совершенствующий проходит много последовательных стадий. При успешной практике, обусловленной возможностью учиться у совершенного человека – учителя, достигшего высоких ступеней практики, а также при условии благоприятной судьбы, совершенствующийся в Дао пути внутреннего эликсира может достичь высочайших стадий алхимии.