
Смешивать киноварь должно в знаменитых горах, в месте, где нет людей. Спутников должно быть не более трех человек. Прежде следует сто дней поститься и умащаться пятью благовониями, пока не достигнешь полного очищения. Нельзя приближаться к нечистотам и водить компанию с обывателями. Кроме того, не следует, чтобы не верящие в Дао-Путь узнали об этом деле. Они злословием разрушат одушевленное снадобье. Когда снадобье получилось, то тогда не только ты сам, но и вся твоя семья обретет бессмертие. Мирские люди не смешивают духовную киноварь, но, напротив, верят в снадобья из трав и растений. Однако, когда снадобья из трав и растений закапывают в землю, то они сгнивают, когда их подогревают, то они разрушаются, когда их раскаляют, то они сгорают. Они не могут даже себе дать жизнь, как же они могут дать жизнь человеку?!
— Бао-пу-цзы, Гэ Хун (пер. Е.А.Торчинова)
Наиболее древний и таинственный пласт из наследия древнекитайской цивилизации – это наука о совершенствовании себя в Дао 道, трансформации-преобразованию себя, или наука о даосской алхимии. Алхимия – европейское слово, европейская цивилизация содержит немало историй о людях, искавших эликсир бессмертия. Поэтому древнекитайскую науку об обретении долгой жизни и духовной трансформации человека переводчики стали называть даосской алхимией, или путем эликсира. Также встречается более поэтическое название – путь золота и киновари цзинь дань 金丹. Само слово эликсир намекает нам на то, что алхимия предполагает приготовление некоего снадобья, прием которого и обеспечивает трансформацию человека и его духовное (а также и физическое) преображение. Однако, такое восприятие дает несколько искаженное и упрощенное представление о даосской алхимии. С древних времен искусство совершенствования себя в Дао подразделялось на внешнюю и внутреннюю алхимию.
Внутренняя алхимия нэй дань 內丹 – это сложный процесс практики, в процессе которой практикующий даос, получивший истинную передачу традиции от успешно практикующего в рамках даосской традиции учителя, путем комплекса энергетических, физических, психоэмоциональных и некоторых других упражнений соединяет свои три сокровища (цзин 精, ци 氣 и шэнь 神) и проходит несколько последовательных стадий трансформации своей энергии, духа и тела для достижения состояния сяня 仙.
Несмотря на кажущуюся на современный взгляд фантастичность теории внешней алхимии, древнекитайские трактаты приводят немало аргументов в пользу существования и действенности методов внешней алхимии. Однако, ингредиенты и рецепты снадобий издревле были глубоко секретными, все знания тщательно охранялись, а важнейшие секреты не записывались и передавались изустно, дабы не допустить их попадания в злые руки, которые могли бы многократно умножить злые дела с помощью алхимических методов и секретов. Ингредиенты снадобий нередко включали в себя сильнодействующие яды, и неправильное их приготовление, использование неправильных пропорций, или принятие эликсира в количестве, отличающемся от необходимого, могли привести к тяжелейшему отравлению и последующей мучительной смерти. Поэтому с глубокой древности считалось, что практиковать внешнюю алхимию можно исключительно под руководством учителя, владеющего традиционной передачей всех необходимых методов.
Одним из ценных источников знаний про древнюю традицию даосской внешней алхимии является трактат Бао-пу-цзы 抱朴子 древнекитайского мудреца Гэ Хуна 葛洪, получившего традиционную передачу от своего дяди Гэ Сюаня 葛玄, знаменитого даоса династии Восточная У древнего Китая.