
Гуань Инь-цзы 關尹子 – это одновременно и уважительное титулование легендарного мудреца Инь Си 尹喜 (VI век до н.э.), и название даосского трактата. Гуань Инь-цзы состоит из трех иероглифов. Первые два иероглифа (гуань инь 關尹) переводятся как «комендант пограничной крепости» или «начальник заставы». Третий иероглиф (цзы 子) используется как форма вежливого упоминания или обращения и может быть переведен как: почтенный, досточтимый, достойный, сударь, господин, уважаемый учитель (наставник) и т.д. Таким образом, дословно это сочетание можно перевести как «Досточтимый учитель с пограничной заставы».
Согласно записям Тай ши гун шу 太史公書 («Книга старшего летописца») или иначе Ши цзи 史记, выдающегося историографа династии Западная Хань (206 г. до н. э. — 24 г. н. э.) Сыма Цяня 司馬遷 (145 г. до н. э. — 86 г. до н. э.), Инь Си был реальной личностью. Третья биография Лао-цзы 老子(выдающийся мудрец VI века до н.э., которого принято считать основателем даосизма) повествует о том, что он родился во времена правления четвертого императора династии Западная Чжоу (около 1046 г. до н. э. — 771 г. до н. э.) Чжао-вана (1018 г. до н. э. — 977 г. до н. э.). Он был назначен комендантом пограничной крепости, расположенной на перевале Ханьгу.
О встрече Инь Си и Лао-цзы ходит легенда. Согласно этой легенде, Инь Си всю жизнь искал истинный Путь и учителя. Он сумел правильно понять предзнаменование — чудесные пятицветные облака, предшествовавшие появлению великого мудреца на пограничной заставе. Инь Си распознал в Лао-цзы того самого мудреца, оказал ему торжественную встречу, поклонился ему как учителю. Понимая, что Лао-цзы намерен навсегда покинуть пределы страны и стать отшельником, Инь Си попросил того оставить наставления о Пути. Откликаясь на просьбу Инь Си, Лао-цзы за одну ночь написал текст, состоящий из примерно 5000 иероглифов, который в наши дни широко известен как Даодэцзин 道德經 и считается ключевым даосским трактатом.
Считается, что Инь Си стал первым учеником Лао-цзы. Получив передачу от Лао-цзы, он активно практиковал и сам стал мудрецом. В народе его стали уважительно называть Гуань Инь-цзы («Досточтимый учитель с пограничной заставы»).
Литературные источники эпохи правления династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) упоминают некий даосский текст под названием Гуань Инь-цзы (также известен как Вэнь Ши Чжэнь Цзин 文始真經). Упоминание о данном тексте, в частности, есть в Ханьшу 汉书 (историческая хроника династии Хань с 260 г. до н. э. по 20 г. н. э.). Согласно легенде, этот текст был написан самим Инь Си. Однако он, скорее всего, был утерян еще в древние времена, т.к. больше упоминаний о данном тексте не встречается вплоть до VIII века н.э.
Известный в наши дни под аналогичным именем текст был найден во времена правления императора династии Тан (618 — 907 г. н.э.) Сюань-цзуна 玄宗 (685 — 762 г. н.э.), вмурованным в стену дома. Место было указано даосом некто Тянь Тун-сю, которому якобы явился сам Лао-цзы и указал место хранения манускрипта Инь Си. Найденный текст по объему и количеству глав (десять глав) полностью соответствовал описаниям из Ханьшу. Однако, проанализировав идеологическое содержание текста, используемую в нем терминологию и язык изложения, ученые склонны считать, что текст был составлен неизвестными авторами в период с VII по XI века н.э., а не при династии Хань и тем более не при жизни самого Инь Си. Несмотря на то, что декларировалось происхождение этого литературного памятника от самого Инь Си, текст не оказал сколь-либо значимого влияния на развитие средневекового даосизма. Причина состоит в чрезвычайной оригинальности изложенных в нем идей. Они плохо коррелировали с основным вектором развития даосской мысли в то время. Так, в трактате приведены тезисы об относительности «миров» сна и бодрствования, о порождающей функции сознания и о логическом предшествовании субъекта перед объектом и зависимость последнего от первого. Такая точка зрения не свойственна даосизму.
Во сне, в зеркале, в воде есть зримый образ Неба и Земли. Тот, кто хочет уйти от Неба и Земли, явившихся в сновидении, бодрствует и не спит. Тот, кто хочет уйти от Неба и Земли, отраженных в зеркале, не смотрит в зеркало. Тот, кто хочет уйти от Неба и Земли, отраженных в воде, не наполняет водой блюда. Наличие или отсутствие объекта зависит от субъекта, а не от объекта. Поэтому совершенномудрый человек не уходит от Неба и Земли, а уходит от своего сознания.
— Гуань Инь-цзы (пер. Е.А. Торчинова)
Между тем текст нельзя назвать простой компиляцией даосских и буддистских воззрений — настолько целостна и уникальна философская картина мира, представленная в Гуань Инь-цзы. Хоть это и не является общепринятой точкой зрения научной общественности, но есть группа ученых, которые считают, что это именно философия Инь Си, просто многократно переписанная учениками или воссозданная из фрагментов в период с VII по XI века н.э. В связи с этим следует отметить, что среди даосов существует легенда, которую старательно пытался искоренить основатель династии Юань (1271—1368 г.), монгольский император Хубилай 忽必烈 (1215 – 1294 г.), согласно которой Лао-цзы, уйдя на запад, пришел в Индию, где стал учителем самого Будды.